Наши туры в Карелии

Отчёты инструкторов

В поисках приключений

Загадки природы

Одиночный велопоход на Воттоваару

Вступление

В прошлый раз во время тура на Воттоваару я встретил троих ребят из Питера, которые устроили недельное велосафари на эту гору. А так как я давно хотел выбраться на велосипеде куда-нибудь подальше, с заброской на поезде, то тут же начал раздумывать о велопоходе на Воттоваару.

Велосипед на сейде

Заброска

Начать поход можно было либо с Гимол, либо с Суккозера. Расстояние в обоих случаях почти одинаковое. Однако в Гимолах поезд останавливается на 2 минуты, в то время как в Суккозере остановка длится 39 минут. А если нет разницы, то зачем спешить на выгрузке? Тем более, прибытие ночью, а Суккозеро чуть дальше Гимол, то есть имеется возможность разменять 38 ночных минут (в Гимолах поезд останавливается в 3:20, в Суккозере в 3:58) на сентябрьском холоде на такое же количество времени сна в тёплом вагоне. Однозначно решил ехать до Суккозера.

Начало маршрута
Воттоваара

Итак, в 19:50 сажусь в поезд Петрозаводск—Костомукша. Дорога занимает 8 с небольшим часов. Своего напарника в велочехле закидываю на третью полку. Дабы избежать конфликтов с соседями полку взял верхнюю.

Приглушённый свет плафонов в коридоре так и не смог меня усыпить и чуда так и не произошло: никогда не мог заснуть в поезде в первую ночь пути.

3:58 — остановка. Оттягиваю выход, пропуская вперёд всех выходящих, и дарю себе ещё несколько минут в тепле. Затем — наружу.

Оглядываюсь. Свет фонаря выхватывает из темноты деревянное здание с потрёпанной табличкой времён РСФСР «Суккозеро / Sukkajärvi». До рассвета здесь и останусь — до посёлка полтора километра темноты.

Дорога туда

Собранная по крохам с карт Яндекса, Гугла и Викимапиа дорога была весьма своеобразной. Во-первых, постоянные отворотки бывших лесовозных дорог пытались заманить в лес и сбить с пути. Во-вторых, перепады высот довольно резкие, спуски и подъёмы часто уходят почти под 45°, при этом могут длиться не одну сотню метров. Ну и почти в-третьих: часто в самых низких участках дороги, пролегающих по болотам, образуются большие лужи из-за того, что вода из одной половины болота перетекает в другую. Сейчас все эти лужи были сухие. Засуха этого лета добралась и сюда. Поэтому и «почти».

По прямой со станции до Воттоваары 19 километров, по дороге же выходит в пределах 30 км. В общем, три часа, включая два фотопривала, спокойно покрыли это расстояние.

Стоянка

Ещё на подъезде увидел свежие следы внедорожников. Так и было: на «парковке» перед стоянкой стояли два джипа. Однако места здесь много и остановился я как обычно, под горой у безрыбной ламбушки.

Зажигаю горелку и кипячу свой миничайник. Затем ставлю палатку и натягиваю тент над ней. Палатка однослойная — экономия веса, однако над ней необходимо натягивать тент. Переодеваюсь с учётом того, что может пойти дождь, беру фотоаппарат, остальные вещи оставляю в палатке.

Гора

Теперь самое интересное. Велик я возьму с собой. Для покатушек на горе мест не так много. Фотографий сейдов, кривых сосен и пейзажей с горы в интернете уже предостаточно. Велосипед будет тем необычным элементом, который хорошо сочетается с сейдами, соснами и пейзажами, но при этом никто никогда не брал на гору. Никому не приходило в голову бродить по Воттовааре с велосипедом на плече и прыгать с ним по скалам.

Велосипед на скале

На сегодня маршрут небольшой, около 6 километров. Обойдя несколько сейдов и заглянув на «Лестницу в небо», возвращаюсь. Итак, материал для размышлений собран. Главный вывод: лазать по небольшим воттоваарским скалам с великом на плече чуть проще, чем казалось. Даже есть, где покататься.

Главная проблема — ветер, который сдувает велик со скал и сейдов, пока отходишь с фотиком на нужное расстояние. Два раза он чуть не полетел ну о-о-о-очень высоко, но обошлось.

На следующий день намечаю маршрут километров на девять.

Утро — тёплое и туманное. Вероятность дождя 80% (не по айфону, а по моей оценке). Делаю бутеры, беру воду и выдвигаюсь.

Обход состоял из десятки раз повторяемой схемы: нахожу воттоваарски-красивое место, ставлю вел, отхожу и фоткаю. Пару раз щёлкнул себя со штатива, но это в разы больше времени: разобрать штатив, сфокусировать камеру, отойти, сделать серию кадров, вернуться, скорректировать выдержку/диафрагму/угол/ISO, снова на позицию... В общем, эта затея мне очень быстро надоела.

Вдоволь находившись, срезаю через бурелом по крутому склону (бесценный опыт) и возвращаюсь в лагерь. Горелка, чайник, ламбушка...

Дорога обратно и выброска

Мало отличалась от дороги туда. Я заехал на несколько симпатичных озёр, пофотографировал. Правда животные были как-то поактивнее: успел увидеть и зайца, и двух ленивых «куриц»; гадюка на скале у дороги грелась.

Посадка на поезд — во втором часу ночи. Семь с половиной часа сна и я дома.

Заключение

Во-первых, мне понравилось. Однако я отношусь к числу тех людей, для которых чем сложнее — тем интереснее. Чем круче была скала, по которой предстояло забраться с великом, тем больше восторга она у меня вызывала, тем сильнее захлёстывал спортивный азарт. Что в этом случае чувствуют другие люди — не знаю.

Во-вторых, вышло несколько хороших фоток и две — отличные.

В общем, я остался доволен. Поставленные цели выполнены. Приключение удалось.

Небольшой привал в лесу Река через болото Безрыбная ламба — место моей стоянки Высохшее озерко Велосипед на сейде Велосипед на сейде Велосипед на сейде «Столешница» «Лестница в небо» Воттоваарский амфитеатр Вел на воттоваарской скале Утренний туман над ламбой